ДОРОГА НАДЕЖДЫ
+История АУЖД

Ёе ширина 750 мм, ее длина сегодня 243 км, ее постоянно разбирают, но она работает, она убыточная, хотя и платная, она выглядит так, словно ненастоящая, но она очень важная – алапаевская узкоколейка – единственная нить, связывающая почти 16.000 людей с цивилизацией!


АУЖД – сейчас одна из немногих пассажирских узкоколейных железных дорог России. Первоначальная протяженность дороги составляла 620 км. Со временем часть дороги просто разобрали на металлолом, но тем не менее она все еще остается самой длинной узкоколейкой в России!


Отправление строго по расписанию в 19.30, но люди начинают собираться на вокзале за полтора часа. Есть опасность остаться без билета – узкоколейка – очень востребованный транспорт. До большинства поселков нет автомобильных дорог и добраться можно только этой железной дорогой! Молодые, старики, дети – кто с учебы, кто с работы – возвращаются домой из Алапаевска. С собой везут мешки с продуктами и всем необходимым, чего нельзя достать в уральской тайге. Сегодня касса на ремонте и продажа билетов будет осуществляться через окно в здании вокзала. Времени уже 18.25, а билеты еще не продают. Обычно билетёрша приходит к 18.00. Люди начинают волноваться и обсуждать возможные причины задержки. Тут жеи повод для пассажиров посудачить о недостатках дороги. О том, что света нет в поезде, а если бывает, то очень тусклый. А вагон раскачивается так, что того и гляди – перевернется! И ведь кто-то рассказывает, что переворачивался!

Вообще, вагоны различаются по степени комфортности. Есть общий, плацкартный и коммерческий. Билеты в плацкартные раскупают сразу, а остальные едут в общем, потому что коммерческий в составе один – самый дорогой и поэтому всегда пустой! Стоимость билета в нем – 130 рублей – не по карману местным жителям. Вагон прицепили недавно и используется он, в основном гостями и иностранцами. Последние зачастили на узкоколейку – исторический объект, как-никак. Год назад, к примеру,приезжали немцы на экскурсию, интересовались тепловозами германского производства.


Вот и наша небольшая компания решила на правах гостей проехать именно в коммерческом вагоне, выкупив три места. Вместо обычных обтянутых кожей лежанок, вдоль стен вагона стоит пять диванов. Есть даже умывальник с холодной, хоть и технической водой, мыло и полотенце! Занавески на окнах, а так же замечательный туалет. Наличие в вагоне подобных удобств поднимает его до уровня VIP!



8 вагонов сообщением Алапаевск – Санкино преодолеют маршрут за шесть часов. До конечной станции Санкино 114 км. Скорость, с которой можно ехать по узкой колее, от 10 до 30 км в час. Существуют даже специальные внутренние указы АУЖД, в которых оговаривается, на каком участке и с какой скоростью можно ехать. Например, на мостах и кривых участках путей допустимая скорость – 10 км в час. Очень часто из-за неисправностей на дороге поезд сходит с рельсов, но при этом он не переворачивается, как пугали нас местные жители, ведь скорость совсем небольшая.


По линии узкоколейки, возле домов очень часто можно встретить «пионерки». Так местные жители называют самодельные дрезинки. Эта конструкция состоит из мотора от мотоцикла и пары железнодорожных колес. Имеется ветровое стекло, иногда мягкое сидение, спидометр, ну и конечно же незамысловатая система торможения. Аборигены рассекают на них по просторам уральской тайги вне зависимости от поезда. Это местный элемент свободы. В любое время сел и поехал. В основном на охоту и за ягодами. Вес у пионерки небольшой. Один человек может справится с тем, чтобы поставить ее на рельсы. Столкновение с поездом вряд ли может произойти, потому что известно его раписание и всегда можно успеть остановиться и снять дрезинку с рельсов. Пионерки развивают скорость до 80 км/час.


Самая крупная станция по дороге в Санкино – это Ельничная, поезд стоит здесь 20 минут. Тут есть даже магазин с говорящим названием «Дорожный -2». Видимо, где-то имеется и «Дорожный-1», но нам обнаружить его не удалось. Народ выходит, гуляет. В магазине покупают в основном пиво. Выпивка и матерная перебранка с попутчиками – для многих это способы скоротать дорогу.


Два гудка и все очень быстро возвращаются в вагоны, никого не нужно искать и напоминать об отправлении, все знают, что следующий поезд будет только через три дня! Пользуясь тем, что мы в вагоне одни, открываем двери тамбура и едем, свесив ноги. Непередаваемое ощущение свободы: небольшая скорость, вокруг сплошные болота и высокая трава бьется о ноги! День нашего путешествия пришелся на пятницу 13-е! Сразу нехорошие мысли в голову лезут, кажется, что вот-вот что-нибудь произойдет. Особенно жутко было, когда поезд проезжал через поселковое кладбище. Картина из цикла: ночь, улица, фонарь.... кресты! Поражает необъяснимая близость могил и огородов. Жители рассказывают, что на АУЖД происходили разные ЧП. Например, один раз мужчина умер прямо в пути, от сердечного приступа. Пассажирам всю дорогу пришлось ехать в соседстве с трупом. Или вот еще одна история: поезд сбил заблудившуюся в лесах корову, остановился. Предприимчивые машинисты, чтобы «добро» не пропало, уже мертвое животное тут же расчленили и погрузили свежее мясо.


На конечную станцию Санкино поезд приезжает ночью, в 1:10. Состав еще только приближается, а на перроне уже слышны разговоры и громкие возгласы. Собралась, наверное, добрая половина поселка – кто-то желает уехать в Алапаевск, кто-то встречает родных. Через 10 минут поезд пойдет обратно. Люди приносят с собой рыбу, пойманную собственноручно. Через машинистов или сами они продают ее в Алапаевске, чтобы хоть как-то заработать. А осенью начнется клюквенный сезон. И все местное население бросится собирать ягоды. Для них это очень хорошая и почти единственная возможность заработать неплохие деньги. Мы выбегаем из вагона только для того, чтобы купить обратные билеты и сделать несколько снимков ночного Санкино. На станции скопились провожающие, для них прибытие поезда, возможно, единственное развлечение, все равно, что сходить в кинотеатр, побывать на представлении. Это возможность почувствовать себя частицей того цивилизованного мира, откуда они вынуждены каждый четверг или понедельник возвращаться сюда, трястись 6 часов в темном плацкартном или тесном и душном общем вагоне. Увидев фотоаппарат, подвыпивший молодой человек подбегает и просит сфотографировать его вместе с братьями. Узнав, что фотографии узкоколейки будут потом в сети Интернет, он просит, чтобы и его снимок обязательно разместили. У него, дескать, родители в Интернете бывают – там они фотографию-то и увидят! Исполняем мечту!
Санкино – конечная станция только для этого поезда. А в 1:20 отсюда отправляется поезд до станции, последней уже по-настоящему, – до Калача. Но это уже совсем другая, возможно, более интересная история...




История АУЖД

Наверх

На главную>>

ДЕПО АУЖД



МУЗЕЙ АУЖД


Наверх

На главную>>

Hosted by uCoz