ИСТОРИЯ АУЖД
Выдержки из труда Н.С. Шарина и П.Н. Ветлугина

В 1893 году управляющий горным округом француз А.Ю. Иллеро представил Главному Правлению Алапаевских заводов доклад о необходимости немедленно приступить к заготовке горючих материалов в лесах Алапаевской лесной дачи, строительстве там углевыжигательных заведений, производящих древесный уголь, для связи с которыми предлагается построить узкоколейную железную дорогу. Главное Правление находит эту идею разумной и дает указание приступить к составлению проекта и всех расчетов как по углевыжигательным заведениям, так и по УЖД. Вскоре начинаются изыскательные работы.

Протяжённость первой очереди дороги планировалась в 55 вёрст, от Алапаевского завода до северо – западного участка лесной дачи (нынешняя линия к ст. Полуденка в пос. Зенковка) с ответвлением на Верхнесинячихинский завод и рудники Алапаевского завода.

Строительство началось в 1894 году. Все работы велись вручную, лишь иногда применялась конная тяга и разработка выемок с помощью динамита. Согнанные на строительство крестьяне из окрестных деревень сотнями гибли от непосильного труда и болезней.

Официально дорога была открыта в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Паровозное депо построено на территории завода. Колея с самого начала установлена в 750 мм.

В период 1899 – 1901 гг. главную линию продолжили от 36 до 39 версты. На ней к тому времени были ветки от 2 версты до рудника Нижние Ямы, от Нижних Ям до Майоровской свалки, от 2 версты до Поскотинского рудника, от 32 версты до Мугайского углевыжигательного заведения, от 35 версты до реки Каменки. В начальный период строительства первой очереди АУЖД укладывались рельсы легкого типа весом от 12 до 16 кг/метр, но впоследствии, начиная с 1913 – 1916 гг., рельсы стали укладываться более тяжелые и производился перенос ранее уложенных рельсов на подъездные пути рудников, карьеров и лесосек.

Почти пятьдесят лет, со второй половины XIX столетия и до начала двадцатого, на Алапаевских заводах продолжалось «французское нашествие»: все они управлялись французами и в меньшей степени – другими иностранцами. Многие французы в то время жили в Алапаевске и принимали активное участие в руководстве строительством УЖД. Первые паровозы типа Компаунд фирмы «Маллет» заказаны во Франции в 1896 году. К моменту сдачи УЖД во временную эксплуатацию в 1897 году было три таких паровоза и два паровоза типа «танк – тендер».

После сдачи в эксплуатацию всей первой очереди АУЖД в 1900 году сразу же начинается строительство второй очереди. Главная линия продляется от 39 до до 45 версты, от 45 версты строится ветка к Гаевскому углевыжигательному заведению. От станции Мугай до Луковского заведения в 1903 г. построили линию длиной 7 верст на конной тяге, которая в 1908 году была перестроена под паровозную тягу, и некоторые другие ветки. Предполагалось вести линию от станции Мугай к Нижней Салде, но надобность в ней отпала в связи с тем, что в начале 1909 года было окончательно решено начать строительство ширококолейной магистрали Нижний Тагил – Алапаевск через Нижнюю Салду.

Вдоль путей проводились линии телефонной связи. Полный штат рабочих и служащих УЖД в 1900 году составлял 300 человек.

Скорость поездов была очень низкая. «Жители Верхней Синячихи хотя с 1900 года и имеют железнодорожную связь с Алапаевском, но предпочитают ходить пешком 12 верст, на преодоление которых у них уходит два часа, тогда как по УЖД они затрачивали пять – шесть часов (26 верст)».

Строкинская линия АУЖД – ныне ее основное направление – построена к 1912 году, протяженностью 27,5 версты от станции Синячиха до Строкинского углевыжигательного заведения (теперь поселок Строкинка). В 1913 году она продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения (16 километров).

По состоянию на 1 января 1911 года, было 9 паровозов, вагонный парк насчитывал 25 модификаций двухосных вагонов в общем количестве 360 штук. Часть из них (например, вагонетки для слитков) использовались только в цехах завода. Были три дрезины на железной раме, одна из них – велосипедного типа на одного человека. В 1913 году построено паровозное депо на станции Синячиха. В 1915 два паровоза заказаны американской фирме «Болдуин». Морем их перевезли в разобранном виде из Нью-Йорка в Архангельск, затем на лошадях до станции Котлас и оттуда – по железной дороге в Алапаевск.

Запуск новой доменной печи на Верхнесинячихинском заводе намного увеличил потребность в железной руде, угле и флюсе, что повлекло за собой строительство новых узкоколейных подъездных путей к рудникам и внутри них. Зыряновская ветка (к поселку Зыряновский на Тягуновский рудник) с мостом через Нейву, предполагавшаяся к строительству в еще 1902 году, начала строиться лишь в 1914 г. и сдана в эксплуатацию в 1915 г. В то время в связи с мобилизацией персонала в царскую армию к работе на УЖД привлекли китайских наёмных рабочих и военнопленных.

Ветка станция Ельничная – Бобровское углевыжигательное заведение протяженностью 21 верста отсыпана за лето 1916 года, и была сдана в эксплуатацию в 1917 году. Тогда же началось строительство паровозного депо на станции Ельничная. Потом в связи с революцией строить новые линии прекратили.

В период с 18 по 31 января 1918 года все заводы Алапаевского горного округа, а вместе с ними и АУЖД, были национализированы.

В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан) длиной 40 километров. Этот завод, существовавший с 1710 года, прежде имел только гужевой транспорт. Дорогу строили силами рабочих и жителей поселка. Управление АУЖД выделило паровоз. Линию построили за один год. Получив железную дорогу, коллектив завода увеличил производство. Сутунка, кровельное железо, лес – вот главные грузы, которые стали возить по линии на Нейво-Шайтанский завод.

В 1920-х годах старые импортные паровозы передавались (продавались) в другие места (в частности, в Белорецк), и вместо них появлялись отечественные Коломенского завода.

К 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхнесинячихинский заводы, отказавшись от потребления древесного угля, перешли на использование исключительно кокса и каменного угля. Внутризаводские пути в Алапаевске и Синячихе перешили на широкую колею. Основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей достигла 279 километров. Управление Алапаевского металлургического завода обратилось с ходатайством о выделении АУЖД в самостоятельную единицу. Совнархоз нашел это правильным, и дорога была передана тресту «Алапаевсклес», грузы которого составляли 70 процентов от их общего объема на УЖД. Металлургический завод оставил себе все маневровые паровозы и четыре поездных паровоза NN 18, 19, 26, 35. За пропуск поездов по теперь уже «чужой» узкоколейке он вынужден был вносить плату. Деревянное здание бывшего вагонного депо управление АУЖД приспособило под свое паровозное депо .

В 1939 длина путей возросла до 286 километров. Прежнее ответвление дороги – Строкинская линия – становится ее главной магистралью.

В годы Великой Отечественной Войны Алапаевская УЖД напряженно работала. Многие ее работники ушли в действующую армию, но оставшийся на дороге коллектив стал еще более сплоченным и трудился, не зная сна и отдыха, во имя Победы.

В послевоенное время УЖД развивается ещё активнее. Непрерывно увеличивается длина путей, все дальше в леса уходят многочисленные ветки. С 1961 года путейцы приступили к сварке рельсов длинными плетями. Ушла в историю заготовка шпал ручным способом, то есть пилой и топором. Сейчас на станции Ельничная дорога имеет свой шпалозавод, где ежегодно производится до 80 тысяч штук шпал. В Ельничной находится также депо и другие предприятия УЖД, теперь это – богатый и развивающийся поселок железнодорожников.

В начале же 90-х лесные хозяйства обанкротились и исчезли совсем. Перевозки леса почти прекратились. Жители поселков, образовавшихся вдоль линии АУЖД, остались без работы, а железную дорогу стали потихоньку разбирать. Ежедневные пассажирские перевозки сократились до четырех раз в неделю. Сегодня ситуация на дороге относительно стабильная, но АУЖД существует только за счет дотаций из районного бюджета.



Наверх

На главную>>

 

Hosted by uCoz